ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Существует несколько основных принципов планирования разведывательной деятельности в экономике, основанных на определении:
• Цели проведения разведывательной деятельности.
• Потребности субъекта экономической деятельности в информации для достижения этих целей.
• Источников получения необходимой информации.
Для продуктивного ведения хозяйственной деятельности руководству предприятия требуется принимать разноуровневые решения, информационную поддержку которых обеспечивает система экономической разведки.
Управление любой организацией включает как минимум два уровня управления:
■ текущей деятельностью;
■ стратегическим развитием.
Результаты принятых решений по выделенным вопросам проявляются по-разному: текущие в самое ближайшее время, стратегические в будущем.
При этом следует отметить, что характер информации для каждого уровня принимаемых решений будет значительно различаться. В связи с этим работу подразделения экономической разведки предприятия целесообразно разделить на две составляющие.
Стратегическая (макроэкономическая) составляющая экономической разведки — сбор и анализ стратегической информации о глобальных процессах в экономике, политике, технологии и т. д., которые могут оказать какое-либо влияние (позитивное или негативное) на развитие предприятия.
Цель стратегического уровня принятия решения (открытие нового производства, внедрение на рынок нового товара или услуги и т. п.) заключается в определении направления дальнейшего развития предприятия. Эти решения формируют потребность сориентироваться на рынке и проанализировать перспективы его развития, т. е. разглядеть ещё не заполненные конкурентами рыночные ниши.
К сожалению, в нашей стране руководители предприятий стратегическому управлению уделяют незаслуженно мало времени. Более того, по данным агентства «Пентарекс» на работу против активизированных рисков (преодоление внезапных сбоев дела, утряску различных неувязок и неожиданных осложнений) ежедневно затрачивается до 96 % рабочего времени [57].
Это тормозит экономическое развитие предприятия, а серьезный бизнес рассчитан на долгие годы, и то, к чему предприятие подойдет в своём развитии через пять-десять лет, необходимо не только планировать, но и скрупулёзно просчитывать заранее.
Какие политические объединения поддерживать, а какие не стоит?
В каких громких делах участвовать, а от каких желательно держаться подальше, несмотря на всю их внешнюю привлекательность?
Информацию к размышлению для ответов на эти важные вопросы, стоящие перед руководством предприятия, и должна дать стратегическая составляющая экономической разведки.
Оперативно-тактическая (микроэкономическая) составляющая экономической разведки заключается в сборе и анализе оперативно-тактической информации для принятия руководством обоснованных решений по текущим проблемам предприятия.
Цель оперативно-тактического уровня принятия решения (строительство или приобретение здания под новый цех, обучение персонала для выпуска новой продукции или оказания новой услуги), зная направление дальнейшего развития, выбрать оптимальный путь его достижения и минимизировать затраты движения по этому пути.
Цели разведывательной деятельности жёстко структурированы. Каждая цель предопределяется целью высшего порядка, оставаясь при этом автономной по характеру своих потребностей и источников информации. Так, после стратегической цели определение направления следует оперативно-тактическая цель: выбор наилучшего пути развития и продвижение по нему вперёд [58].
Предварительное планирование разведывательной деятельности необходимо ещё и потому, чтобы в будущем не утонуть в потоках накапливаемой информации.
Каждое предприятие имеет собственную специфику, и та информация, которая для одного предприятия является жизненно необходимой, для другого — бесполезный информационный шум.
Целесообразность сбора информации следует рассматривать в разрезе её необходимости для воздействия на среду окружения с целью получения конкретным предприятием максимальной прибыли.
Однако и необходимая информация может поступать в таком количестве, что для переработки ее потребуется отвлечение большого числа штатных сотрудников и больших временных затрат. Поэтому эффективный доступ к имеющейся разведывательной информации должен строиться на новых информационных технологиях, позволяющих создавать компьютерные банки данных для хранения и обработки накапливаемых информационных массивов, но обеспечивая информационную безопасность таких банков.
Создание системы «электронной почты», связывающей различные подразделения предприятия, решит проблему своевременного распространения открытых (несекретных) информационных документов.